Статистические данные Startup Barometer 2020
Инвестиционная практика в России характеризуется осторожной политикой в выборе проекта, который будет одобрен. Чтобы не быть голословными, приводим данные бизнес-статистики.
- 6% стартапов достигают стадии стабильного развития и заняты поиском новых направлений для роста.
- 30% - первые продажи или минимально жизнеспособный продукт
- 21% - заняты прототипом и набирают команду
- 17% - собрали на свой продукт обратную связь, дорабатывают его и ищут пути масштабирования
Это этапы, на которых без дополнительного импульса можно застрять на очень длительный срок, вплоть до бесконечности. Чтобы получить одобрение инвестора и финансирование, нужно показать, что проект по-настоящему перспективный. Четко сформулированные задачи и понимание инструментов по их реализации значительно повышают шансы на финансирование.
Задача №1: определить потребности клиента, проверить продукт на соответствие
Основная проблема стартапа – отрыв от реальных заказчиков при создании продукта. Нет адекватной оценки ситуации на рынке, идея проработана слабо.
Независимо от типа продукта, определить уровень рисков самостоятельно сложно. Если продукт уникальный, его аудитория может оказаться очень маленькой. А если вы пытаетесь сыграть на популярном тренде – придется серьезно противостоять конкурентам.
Облегчить задачу поиска потенциального клиента позволяет участие в технологических конкурсах. Крупные корпорации формулируют запрос для реализации своих задач, участники предлагают свой уже готовый продукт, либо дорабатывают его в соответствии с выставленными условиями. В рамках конкурса возможны коллаборации между участниками для решения совместных задач, обмена опытом и получения финансирования от партнеров.
Задача №2: масштабирование идеи
Даже опытным предпринимателям сложно определить реальную ценность и преимущества продукта. У молодых бизнесменов фокус внимания часто зациклен на технологическом исполнении и концепции. Это логично, концентрироваться на своем «детище».
Помощь независимых экспертов, с объективным взглядом на конкретную идею, помогает выявить реальную ценность и определить потенциальные точки роста. Роль экспертов, «бизнес-ангелов» берут на себя площадки акселераторы и бизнес-инкубаторы. Что дают такие площадки участникам:
- система менторства – трекеры и эксперты регулярно дают обратную связь, позволяют проверить рабочие гипотезы
- облегчается поиск клиентов
- участники кратно увеличивают метрики
- многие проекты получают указания по возможностям выхода на международный рынок
Например, Московский акселератор обеспечивает участникам доступ к партнерствам с корпорациями, городским ресурсам.
Задача №3: Грамотная упаковка проекта для инвестора
Чтобы заинтересовать потенциального инвестора, необходимо говорить с ним на одном языке. Как создатель продукта или идеи, предприниматель фокусируется на проблеме и решении, которое предлагает его проект. Инвестор же мыслит критериями бизнеса, и они отличаются от видения разработчика:
- необходим анализ рынка и конкурентов
- план и бизнес-модель стратегического маркетинга
- решения вопросов проектирования и производства
- работа по защите интеллектуальной собственности
Все это должно быть подробно проработано с детальным анализом. Кроме того, необходимы финансовая модель, обоснования рыночной стоимости проекта, схемы по привлечению финансирования и собственных ресурсов. Инвестор хочет видеть объективные прогнозы по балансу и движению финансовых средств, по результату. Для участников конкурсов инвестиционная упаковка проекта может предоставляться в качестве награды за интересный и перспективный проект.
Задача №4: Пилотаж, тестирование в реальных условиях
Не секрет, что потребители охотнее приобретают продукт, который прошел тест в полевых условиях. Проверка бета-версии на ближнем круге не дает аналогичного результата. Городские и коммерческие организации Москвы могут предоставлять свои площадки для пилотажа. В рамках бизнес-менторства по результатам пилотного запуска предприниматель получает оценку эксперта и подсказки по кастомизации уже имеющихся решений.
Задача №5: своевременная финансовая поддержка
Запуск стартапа в 60% случаев происходит за счет собственных средств предпринимателя. Этого достаточно, чтобы начать, но, когда бизнес нужно масштабировать и выводить на новый рынок, требуется дополнительная поддержка и инвестиционные вливания. В кризис частные инвесторы снижают активность.
Предприниматели же часто оказываются не осведомлены о возможностях получения поддержки от государственных структур. Эти пути используют менее 50% стартапов. Между тем рассчитывать можно на налоговые льготы, гранты, субсидии, программы кредитования на развитие бизнеса.
Для успешного партнерства важно понимание инструментов, партнерства и связей.